1 июля 1946 года в Кельце (Польша) пропал 9-летний польский мальчик Генрик Блашчик. Отец Генрика Валентий Блашчик, беспокоенный отсутствием сына, начал разыскивать его. Когда самостоятельные поиски ребёнка не принесли никаких результатов, в полночь отец обратился в милицию. 3 июля вечером Генрик сам пришёл домой. Его семья и соседи спросили его, где он был. В ответ он рассказал историю о неизвестном мужчине, которого он встретил в Кельце. Мужчина попросил Генрика доставить посылку в какой-то дом, после чего он закрыл мальчика в подвале. С помощью другого мальчика, который был там, Генрик сбежал 3 июля. Из объяснений Генрика сосед предположил, что, возможно, мужчина был евреем или цыганом.
На следующий день, 4 июля, около 8 часов утра, отец мальчика Валентий Блашчик отправился в отделение милиции с сыном и одним из соседей. По пути они прошли дом, в котором жило несколько еврейских семей в Кельце, в так называемом еврейском доме, на улице Планты, д. 7, где располагался Еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь».
Согласно показаниям отца и соседа, мальчик не только подтвердил, что находился в “еврейском доме”, но и указал на одного невысокого человека, стоящего рядом с домом, как на того, который запер его в подвале (хотя утверждается, что у здания не было подвала). В отделении милиции Генрик повторил историю о своём похищении. После этого по указанному адресу были направлены три наряда милиции. В каждом из трёх нарядов было около десяти человек. Первая группа милиционеров под руководством Эдмунда Зэгорского взяла с собой Генрика и задержала молодого еврея Сингера Каламана, на которого указал мальчик. Милиционеры начали искать место, где предположительно двое суток насильно удерживался мальчик. Параллельно проводился опрос граждан. Всё это происходило в центре города Кельце. И, очевидно, привлекло внимание жителей Кельце. Вначале большинство людей в толпе вели себя пассивно. Они просто смотрели как милиция проводит поиск пропавших детей.
В милицейский участок “за разъяснениями” прибыл доктор Северин Кахане, председатель Еврейского комитета в Кельце и один житель “еврейского дома”. Милиция пообещала ему во всём разобраться и выпустить задержанного Каламана, но выпущен он не был.
Между 8 утра и 9 утра, некоторые из главных уполномоченных государственной власти в Кельце узнали об истории с Генриком и проводимых милицией мероприятиях. В их числе начальник Департамент общественной безопасности Польского комитета национального освобождения (политическая полиция) майор Владислав Собчинский, и его и его советский советник.
В 10 часов утра около ста солдат и пять офицеров Департамента общественной безопасности были отправлены на улицу Планты. Вновь прибывшие получили информацию о поиске детей от людей, которые собрались на улице. С приходом войск, напряженность быстро возросла. Солдаты и милиционеры вошли в здание. Находящимся в здании было предложено сдать оружие, но не все подчинились приказу, послышались выстрелы. Двое милиционеров было убито. В ответ милиция и Корпус Внутренней безопасности (KBW) открыли огонь, убив и ранив несколько человек в здании. Вслед за солдатами в здание бросилась толпа гражданских лиц (мужчин и женщин), которая стала избивать евреев.
Начальник Департамента общественной безопасности Собчинский и его советский советник Спилевой, находились на улице Планты в то время, как и другие местные чиновники и военачальники.
В около 12 часов, армия сумела вытеснить толпу от площади перед еврейским домом. Тем не менее, никто не расходился. Временное спокойствие было прервано приходом приблизительно 600 - 1000 рабочих из сталелитейного завода Ludwikow. Прибытие рабочих ознаменовало начало следующего этапа так называемого погрома, в ходе которого около 20 евреев погибли. Погром продолжался до 14-00 часов. Одним из местных чиновников на помощь была призвана католическая церковь. Пять священников прибыли на улицу Планты, где они пытались убедить собравшихся людей вернуться домой. Священники предупредили толпу, что солдаты будут использовать свое оружие. Тем не менее, один из солдат стоящих рядом, сказал, что польская армия никогда не будет стрелять в поляков. Порядок удалось восстановить только с приходом новых подразделений военнослужащих из Варшавы. Раненые евреи были доставлены в больницу. Утверждается, что на травмированных евреев нападали в больнице другие пациенты. Толпа людей подошла к больнице и стала требовать, чтобы им передали раненых евреев, но больничный персонал отказался. События в Кельце происходили не только на улице Планты, но и в других частях города. В доме 15 на улице Леонарда была застрелена Регина Фисз и её трехнедельный сын Абрам. Антиеврейские погромы также произошли в поездах, которые проходили через город в этот день. Известно о двух убитых пассажирах.
По имеющимся источникам (они все проеврейские) более 40 евреев были убиты во время погрома (некоторые из них позже скончались в больнице). Среди убитых жителей “еврейского дома”, девять было застрелено, два убиты штыками, остальные были забиты насмерть. С польской стороны известно лишь о трёх убитых: двух застреленных евреями милиционерах и одном гражданском лице. Была убита этническая еврейка (Эстяра Просзовска) медсестра, оказывающая помощь раненным, которую приняли за польскую женщину.
8 июля 1946 года, жертвы погрома были похоронены на еврейском кладбище в г. Кельце.
Известный польский и французский фотокорреспондент еврейского происхождения Джулия Пиротт сделала несколько снимков непосредственно после погрома в Кельце.
По результатам первого судебного разбирательства девять поляков были приговорены к смертной казни. Трёх человек приговорили к лишению свободы от семи лет до пожизненного заключения.
С сентября по октябрь, прошли другие судебные процессы над задержанными в Кельце, в которых обвиняемыми были не только гражданские, но солдаты и полицейские. Майор Виктор Кузницкий был приговорен к одному году лишения свободы за «отказ остановить толпу». Один сотрудник милиции был наказан — за кражу обуви, снятой с трупа. Был арестован сосед семьи Блашчика, который помогал отцу разыскивать пропавшего без вести ребёнка, а затем его похитителей. Его судили, но в последствии оправдали.
Среди арестованных были начальник Управления службы безопасности и начальник полиции города, но оба были оправданы.
Утверждается, что большинство людей было арестовано и привлечено к ответственности необоснованно, судебные разбирательства проводились без достаточного расследования. Некоторые из арестованных были даже не в том месте, где состоялся погром. Во время допроса, некоторые из арестованных были избиты и подвергнуты пыткам. Сколько всего состоялось судебных процессов, связанных с погромом в Кельце не известно, поскольку некоторые уголовные дела в 1989 году были уничтожены.
Но сколько бы их не было, еврейской стороне этого будет мало. Как всегда, виновной остаётся государственная власть, которая жестоко подавляет народный бунт. Поэтому с “польской стороны” усиленно развивается версия о провокации, проведённой советскими спецслужбами, а “российская сторона” придерживается версии провокации со стороны антикоммунистического подполья в Польше.
И этот спор будет длиться вечно.
Еврейские источники в 1996 году утверждают, что Генрик Блашчик спустя 50 лет вдруг решил рассказать “правду” о том, что в далёком 1946 году его никто не похищал. Он сам отправился в деревню Bielaki за 25 км от дома и в течении трех или четырех дней жил у чужих людей, забыв предупредить отца об этом. Его отец не был зол на него, но на следующее утро он взял его в полицейский участок и якобы велел сказать, что он был похищен евреями, которые держали его в подвале, но сумел улизнуть из окна благодаря помощи еврейского мальчика. И отец, и мать сказали ему молчать, предупредив его, что в противном случае ему отрубят голову. После такого интервью, сделанного специально для документального фильма, Генрик Блашчик вскоре загадочно умирает.
Источники:
https://www.jewishvirtuallibrary.org/js … ielce.html
http://ru.knowledgr.com/00713261/ПогромКельце
http://ece.columbia.edu/files/ece/images/kielce.html
http://jimbaotoday.blogspot.ru/2013_06_30_archive.html
http://www.yadvashem.org/yv/en/educatio … jewish.asp
___________________________________________
Цитата с сайта Яд ва-Шем национального мемориала Катастрофы (Холокоста):
“
Даже Ватикан принял миф о ритуальном убийстве, который пишет в своём меморандуме: "приток русских евреев [в Польшу] совпал с таинственным исчезновением христианских детей
."
© http://www.yadvashem.org/yv/en/education/newsletter/33/anti_jewish.asp
Кельце. Июль 1946 года