С началом эпидемии гриппа в общественных местах начали появляться люди в медицинских масках на лицах. Эта «мода» в одночасье распространилась столь широко, что изготовители масок перестали поспевать за спросом. Более того, многие руководители потребовали от сотрудников в обязательном порядке носить маски в течение всего рабочего дня. Не очень удобно, что и говорить, но лучше малое зло, чем офис, опустевший на несколько дней, а то и недель из-за того, что сотрудники перезаражали друг друга.
Стали поговаривать, что ношение медицинской маски — признак цивилизованности, и вообще это модно. В полном соответствии с нравами арканарского двора (вспомним Стругацких: «Через месяц появились франты, носившие на согнутой руке целые простыни, концы которых волочились по полу…») дизайнеры быстро откликнулись на запрос общества, создав эксклюзивные повязки с забавными рисунками. Отреагировали и руководящие структуры. Так, во время матча между сборными России и Словении в московских Лужниках каждому из десятков тысяч болельщиков выдали по маске.
Стоит ли государству в период эпидемии тратить деньги еще и на маски, а гражданам терпеть неудобства и пугать попутчиков в транспорте? Защитная сила медицинской маски – миф или реальность? Об этом нашему корреспонденту А.Мотыляеву рассказал руководитель Сертификационного испытательного центра «Индивидуальная защита», заведующий лабораторией средств индивидуальной защиты персонала опасных производств Федерального медицинского биофизического центра им А.И.Бурназяна, доктор технических наук Виктор Иванович Рубцов.
На вопрос о том, полезны ли медицинские маски, можно ответить и да, и нет. Да — когда маску надел больной человек, она способна в какой-то степени изолировать больного человека от здоровых и сдержать распространение инфекции. Нет — маска не способна защитить здорового человека от вируса гриппа. Причина в ее устройстве и особенностях человеческого дыхания.
При выдохе из носа воздух имеет температуру около 36ºС и влажность около 100%. Попав в окружающую среду, он охлаждается, а влага конденсируется, образуя аэрозоль — мелкие капельки. Заметить их невооруженным глазом невозможно, поскольку диаметр капелек от десятков нанометров до десятков микрон, а глаз не видит объекты размером менее 40 мкм. Обычно в каждом кубометре воздуха, который заполняет помещения, содержится около десяти миллиардов таких частиц. Если в помещении находится больной, то во многих капельках могут присутствовать вирусы, причем в немалом количестве, ведь размер вируса около 10 нм, и микронная капля для него что городской квартал для человека. Без воды вирус гриппа быстро погибает, а в капле может существовать достаточно долго, чтобы попасть в организм и начать в нем размножаться. Это нормально: с каждым вдохом мы получаем множество вирусов и бактерий, а иммунная система их обезвреживает.
Маска не может защитить органы дыхания от мелких частиц аэрозоля и тем более вирусных частиц. Причин тут две. Обычные медицинские маски состоят из очень тонкого слоя нетканого материала с волокнами большого диаметра. Величина промежутков между ними исчисляется десятками микрон. Поэтому мелкие частицы аэрозоля повязку не замечают. А вот трудность с прохождением воздуха через влажную маску имеется. В результате он подсасывается с боков, где маска неплотно прилегает к подбородку, носу и щекам, из-за чего сопротивление движению воздуха меньше. Через эти места выдыхаемый воздух столь же свободно попадает в окружающую среду и обратно. Таким образом, мелкие частицы, содержащие вирусы, и проникают сквозь маску и легко обходят ее.
Более того, через некоторое время сама маска становится рассадником инфекции. На ее волокнах конденсируется влага выдыхаемого воздуха, проще говоря, маска намокает, и в ней возникают благоприятные условия для развития бактерий, в том числе болезнетворных. Вирусы гриппа также постепенно накапливаются во влажной маске, поэтому каждые два часа ее следует менять, причем старую надо бы уничтожить.
Зачем же вообще эти маски придумали? Для того чтобы врач в прямом смысле не начихал и не кашлял на пациента. Капли слюны и мокроты, которые образуются при кашле и чихании, медицинская маска задерживает. А в них концентрация болезнетворных организмов и вирусов (если врач сам болен), конечно, гораздо выше, чем в обычном выдохе. О низкой эффективности медицинской маски для защиты здорового человека свидетельствует установленный факт повышенной заболеваемости врачей инфекционными болезнями. Именно поэтому марлевые повязки в инфекционных больницах заменили на специальные респираторы, обеспечивающие высокую степень защиты.
В таких респираторах воздух проходит через уникальный нановолокнистый высокоэффективный материал ФП (фильтр Петрянова), созданный незадолго до войны в Научно-исследовательском физико-химическом институте им. Л.Я.Карпова. Разные виды этого материала предназначены для разного использования. Более грубые идут для защиты от нетоксичных аэрозолей вроде цементной или угольной пыли. Они пропускают сквозь себя примерно четверть частиц. Фильтры высокой степени защиты состоят из волокон нанометровой толщины и могут защищать в том числе и от вирусов. Большое значение имеет конструкция так называемого обтюратора — полосы респиратора, которая должна плотно прилегать и охватывать лицо человека, не допуская подсоса воздуха. Вот такой профессиональный респиратор третьего класса защиты, например ШБ-1 «Лепесток-200», действительно может защитить здорового человека от вируса гриппа.
Вместе с тем, по-моему, лучшая защита — это укрепление иммунитета, спорт и профилактика. Государство должно тратить деньги на то, чтобы дети и молодежь могли бесплатно посещать бассейны и спортивные залы.
Респиратор может понадобиться человеку, у которого по той или иной причине иммунитет ослаблен. Ну а заболевшему, если ему приходится появляться в общественном месте, следует соблюдать правила гигиены и не становиться разносчиком инфекции. Только в этом случае маска более или менее уместна.