«Комитет общественного спасения» (как опознать настоящий)
Поначалу «Комитет 25 января» удивил меня здравой, рациональной постановкой задачи. Все-таки старт ребята взяли правильный. Не стали лепить из себя харизматичных вождей, а представились скорее «диджеями», организаторами процесса, ситуативным «кризис-менеджментом» для момента полного краха. Как на старинной войне: армия дрогнула, бежит, генералы в растерянности, но отважный поручик поднял полковое знамя, остановил горниста и барабанщика, и вот они стоят под знаменем, дудят и барабанят. А вокруг них начинают собираться сначала более стойкие солдаты, а затем и остальные подтягиваются, понимая, что у организованной группы с оружием в руках больше шансов уцелеть в отступлении, чем у бегущих одиночек, которых догонит и изрубит легкая конница. К сожалению, «Комитет 25 января» от этой миссии в итоге отошел, его создатели не осознали, что главное - не брать на себя роль «учредительного собрания», а обеспечить физическую возможность для последующего созыва такого собрания.
Но сама-то идея хороша: «Комитет общественного спасения», который в эпоху тотального краха становится центром кристаллизации всех сил (безотносительно к идеологии), ориентированных на выживание в России (и выживание России), а не на бегство или самоубийство. Понятно, что такой Комитет должен выступать не с глубокомысленными простынями «Как нам обустроить Россию на 100 лет вперед» (тем более что стратегически эта программа уже давно обозначена), а с четким и конкретным алгоритмом на тему, «как нам пережить тяжелый год с наименьшими потерями и не сдохнуть всем и внезапно». С такой программой он автоматически завоевывает на свою сторону всех тех, кто реально встал перед перспективой «не дожить до весны». А таких людей уже сейчас - миллионы, а очень скоро будут - десятки миллионов, и далеко не все из них - бабушки-одуванчики, готовые примерить белые тапочки.
Кто-то из умных ЖЖ-френдов, paidiev или kosarex, недавно заметил, что последствия экономического коллапса сегодня для населения будут еще тяжелее, чем в начале 90-х гг. Тогда еще оставалось реально бесплатная медицина и образование, дешевая коммуналка, налоговые и регулирующие органы не лютовали так, как сегодня, и не препятствовали бедноте подзаработать по мелочам для самопрокорма. Сейчас в этих сферах все изменилось в худшую сторону, а кроме того, принята куча репрессивных законов, которые ограничивают возможности самопрокорма (например, людям в лесной глубинке запрещено собирать валежник и сухостой для отопления). За коммунальные долги семью могут по суду вышвырнуть из единственного жилья. Плюс к тому - десятки миллионов людей запутались в кредитах, и с ними в случае чего будут расправляться как бандитскими методами 90-х, так и «законно» вышвыривая на мороз. При этом надо учитывать, что во многих случаях эти долги - не кредиты на жилье-автомобиль, а отчаянные «1000 рублей на лекарство для ребенка», взятые в бандитской микрофинансовой организации и через пару месяцев превращающиеся в 100 тысяч, а потом - и в стоимость квартиры. С углублением экономического кризиса, десятки миллионов русских семей попадают на грань не просто абстрактной «нищеты», а физического выживания, с реальной перспективой сначала лишиться зимой отопления, потом - единственного жилья, и в итоге - замерзнуть на помойке. И во многих регионах этот процесс уже начался.
Кстати, в античные времена защита народа от долговой кабалы была наиболее распространенным мотивом для социал-демократических революций. В Риме эта тема привела плебс к самоорганизации и помогла ему завоевать право выдвигать из своей среды народных трибунов - влиятельных магистратов, полномочных арестовать любое должностное лицо, если оно действует против интересов народа. В Афинах тема долгов привела к реформам Солона, с которых и началось становление знаменитой афинской демократии. В некоторых городах эта проблема решалась проще: «ипотечники» брали в руки палки и физически забивали до смерти всех кредиторов и коллекторов, поделив их имущество. Для такой эффективной операции по «кассации долгов» был даже придуман специальный термин - «скитализм» (от «скитала» - палка). Более умные элиты старались не доводить народ до таких крайностей.
Думаю, что «правильный» Комитет мы опознаем легко, поскольку первое же его творение будет названо примерно так: «Чрезвычайные меры по защите беднейших граждан России в условиях экономического коллапса».
Что может войти в набор таких мер? Попробуем набросать список самостоятельно, в наиболее мягеньком «контр-революционном» варианте, исключающем социальную революцию и передел собственности. Сразу предупреждаю, что я буду формулировать эту программу непрофессионально, «по наитию», оставляя точные формулировки специалистам (юристам, экономистам).
1. Государство берет на себя выплату всех долгов по ЖКХ и оплату услуг ЖКХ для беднейших слоев населения. Критерий «бедности» - месячный счет за коммунальные услуги превышает (например) треть документированных доходов домохозяйства. Все, что выше трети, государство выплачивает напрямую получателю. Почему это важно? В России отопление - более важный фактор выживания, чем даже еда. С едой можно «кое-как перебиться», а отключение отопления зимой - это смерть. Разумеется, в той части расходов, которая касается воды, электричества и газа, при определении размера пособия исходят из некоторой социальной нормы (более реалистичной, чем то, что этим называют сегодня).
2. Бесплатные талоны на покупку еды, лекарств, одежды, обуви, детских учебников и игрушек, на оплату проезда в городском транспорте и других расходов, без которых - не выжить. Размер пособия определяется примерно так. Из минимальной потребительской корзины (в расчете на реальный состав семьи) вычитается сумма зарплат членов семьи. Это дает стоимость выдаваемых талонов в денежном эквиваленте. Дополнительный бонус - по числу детей, инвалидов, стариков. Механизм обращения и обслуживания этих талонов можно позаимствовать из опыта развитых стран. Но с точки зрения минимизации мошенничества и дешевизны для бюджета, проще всего наладить общегосударственную розничную сеть (наподобие московского «Утконоса»), и все обращение талонов вместить в нее. Дополнительный плюс для населения: существование такой сети благотворно скажется на уровне цен в обычной рознице.
3. Отмена любых налогов и поборов с зарплат, эквивалентных сумме $500 и менее. (Сейчас это 30-35 тыс. рублей). (Сумма названа приблизительно и нуждается в уточнении специалистами). Кстати, необлагаемый минимум дохода существует в Китае и во многих других уважающих себя странах мира.
4. Отмена любых налогов и поборов с мелкого бизнеса (в том числе торговля, бытовые услуги, извоз), месячный оборот которого заведомо не превышает $2000 в месяц. Такой «бизнес» не должен обременяться вообще никаким документооборотом и регистрацией. Нужно дать населению возможность как-то прокормиться. Эта мера необходима хотя бы в тех регионах, которые будут официально объявлены «зоной экономического бедствия». (Сумма названа приблизительно и нуждается в уточнении специалистами).
5. Отмена любых нерациональных запретов, мешающих населению выживать. Например, запрета на сбор валежника в незаповедном лесу. Запрета подрабатывать извозом без лицензии и т.п. Жесткое наказание для чиновников, которые эти запреты самовольно вводят или трактуют расширительно.
6. Ограничение всех административных штрафов до сумм, не угрожающих выживанию семьи, живущей на минимальную зарплату. Ограничение любых пеней за просрочку штрафов и платежей (в т.ч. коммунальных) до уровня ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сейчас дикие размеры штрафов и пеней приводят к тому, что семья, еще способная держаться на плаву, внезапно попадает в долговой круг, полностью разоряется, теряет жилье, а дети оправляются детский дом. В итоге и семья уничтожена, и государство вынуждается на дополнительные расходы. Скоро с подобными проблемами столкнутся миллионы.
7. Автоматическое погашение государством всех кредитов, взятых на лечение в России, на покупку необходимых медикаментов и средств протезирования для людей с недостаточными доходами. Создание специального государственного агентства, которое оперативно оплачивает все необходимые медицинские расходы бедных людей (в первую очередь - детей).
8. Запрет взимать по ипотечному и потребительском кредиту сумму, более чем вдвое превышающую исходный займ. С поправкой на официально признанную инфляцию, но с учетом всех штрафов и пеней за просрочку. Если выплаты по кредиту (с поправкой на инфляцию) составили 200% исходной суммы, то долг считается погашенным. Эта норма должна быть сформулирована так, чтобы исключить ее обход с помощью технических трюков (перекредитование). Кредитор должен нести не меньшую ответственность за заведомо нереалистичный кредитный договор, чем заемщик.
9. Снижение минимальной суммы долга в законе о банкротстве физических лиц (ныне от 500 тыс. рублей); упрощение и удешевление самой процедуры банкротства; исключение из процедуры банкротства подержанного и бросового имущества, которое все равно не решит проблемы кредитора, но отъем которого создает проблемы заемщику и его семье (бытовая техника, дешевая мебель и т.п.). Расширение списка имущества, которое остается в собственности банкрота, на единственный автомобиль и компьютер (поскольку это может оказаться важным для выживания и приработка).
10. Запрет коллекторам на любые меры по выбиванию долгов, кроме обращения в суд и действий через судебных исполнителей. Любое непосредственное воздействие коллекторов на должника, как и любые компрометирующие должника меры, автоматически квалифицируются как преступное деяние. Провинившееся коллекторское агентство объявляется ОПГ, а все его сотрудники попадают за решетку на солидный срок. Прямое физическое насилие со стороны коллекторов квалифицируется как терроризм, - таких даже не арестовывают, а приезжают «маски-шоу» и расстреливают всю банду поголовно.
Эти и другие подобные меры позволят избежать социального коллапса, ликвидация последствий которого государству обойдется значительно дороже, чем превентивные меры. Вытаскивать страну из состояния «Сомали» - гораздо труднее, чем удержать ее в формате «цивилизованной бедности». Конечно, некоторые из этих мер могут негативно отразиться на некоторых сферах бизнеса и привести к росту налогов, но в целом национальному бизнес-сообществу они выгодны, поскольку помогают поддержать на плаву слой беднейших потребителей (половина населения страны) и уменьшить ущерб от схлопывания потребительского рынка. А самое главное, что они предотвращают вариант, когда миллионы отчаявшихся людей начнут решать свои проблемы методами «скитализма».
Популистский резонанс такой программы будет только усиливаться с прогрессирующим обнищанием населения. С обострением экономического кризиса, любая заслуживающая доверия сила, которая поднимет это на щит, может надеяться на поддержку миллионов людей, в том числе - в формате «прямого действия».