ОАО «Российские железные дороги» не отстают от тренда на всё ковидное, точнее антиковидное, и от вакцинационного поезда перешли к новомодному медицинскому туризму. Отправная точка пути к исцелению уже выбрана — это Хабаровск. Именно там будет реализован крупнейший международный проект в сфере здравоохранения — российско-японский Центр превентивной медицины и диагностики на базе ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина». В планах монополии открыть центр уже весной следующего года. Он сможет принимать более полумиллиона человек в год.
Медицинский туризм сегодня набирает популярность. Оно и понятно: после полутора лет пандемии любой отпуск превращается либо в профилактику, либо в восстановление от коронавируса. Выбор на Хабаровск тоже пал неспроста. Как заявила глава Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова, Хабаровский край, который располагается в стратегической близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, имеет все шансы стать точкой роста этого направления. Тем более что пандемия заставила мобилизовать ресурсы медицинской помощи и существенно повысить её доступность, в том числе для иностранных гостей.
Ещё одним важным фактором продвижения экспорта медицинских услуг являются информационные порталы, цель которых — подробно рассказывать про медицинский туризм. Сейчас они содержат важную и полезную информацию для иностранцев, но не в полном объёме и не на всех языках.
«Нужно представлять и страну, и медицинские услуги, и врачей на единой мощной платформе», — сказала Елена Жидкова на экспертной сессии «Медицина на экспорт: возможности рынков АТР» Восточного экономического форума.
Правда, в случае с этим вариантом медицинского туризма, «РЖД-Медицина» своей головной компании не помощник. Эксперты сомневаются в том, что те же японцы будут ездить на лечение в Хабаровск поездами. Они сядут в самолёт и за пару часов долетят до места, уверен председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
«Маловероятно, что они поедут во Владивосток паромом, там сядут на поезд и поедут в Хабаровск.
Поэтому к основной деятельности РЖД это не имеет отношения.
А что касается побочной деятельности холдинга и непосредственно «РЖД Медицина», тут надо определиться: или ты продаёшь, или ты развиваешь. Думаю, что монополии стоит в основном думать о перевозках, а не о том, как кого-то лечить», — рассказал vgudok.com эксперт.
Другой проект РЖД — вакцинные туры для иностранцев. Холдинг реализует его совместно с Ростуризмом и Министерством здравоохранения. Билет на вакцинный поезд сможет купить житель любой страны, с которой к моменту старта программы будет запущено регулярнее авиасообщение. То есть здесь авиатранспорт будет трудиться со стальными магистралями рука об руку. Сейчас обсуждается формат туров, во время которых можно будет привиться одной из российских вакцин от коронавируса. Стоимость таких антиковидных путёвок пока не озвучивается (как и направления путешествий и много другой полезной информации), что вызывает определённые вопросы и у нас, и у экспертов.
«Мы же помним, что у нас железнодорожное пассажирское сообщение кроме Белоруссии не открыто ни с кем. Я не очень понимаю, что это за туризм будет и откуда. Я считаю, что РЖД должны лоббировать открытие железнодорожного пассажирского сообщения, по крайней мере, с Финляндией, Прибалтикой, с кем оно и так было. А не объявлять о вакцинном туризме. При том, что поезда через границу не ходят», — считает Кирилл Янков.
Кто-то покупает билет в поезд, чтобы подлечиться, кто-то чтобы вакцинироваться, но остались ещё и те, кто в поезд садится ради путешествия. Пандемия в этом сегменте пассажирских перевозок пришлась на руку РЖД. Ковидные ограничения подстегнули спрос на индивидуальные туры: когда человек арендует под себя или свою компанию целый вагон. Соседей нет, возможности «схватить» заразу» меньше, чем, если ехать в обычном поезде.
До 2020 года в индивидуальном формате услугами «РЖД Тур» ежегодно пользовались около 80–100 семей. Но с пандемией количество заявок увеличилось более чем в два раза. Причины очевидны: это и коронавирус, и закрытые границы, и выросший спрос на отдых класса «люкс».
Уже определены и самые популярные направления для индивидуальных путешественников.
В новогодние праздники 2020-2021 клиенты премиум-сегмента активно бронировали железнодорожные поездки в Карелию, Сочи и Мурманск. В период с мая по июль 2021 года индивидуальные железнодорожные туристы чаще всего заказывали поездки в Сочи, Калининград, Петрозаводск, Астрахань и Санкт-Петербург. В высокий сезон они также отправляются в Ленинградскую область, Казань, Псков и по городам Золотого кольца России. На новый год 2021-2022 ожидается повышенный спрос на туры в Калининград, Санкт-Петербург и Карелию. Бронированием лучше озаботиться заранее.