Помню эту историю с триремой.
Могли античные фантасты мечтать о постройке супер корабля с двумя и тремя и десятью рядами весел. Могли и попробовать, после чего видимо автора сожгли и утопили. Могли дезинформацией баловаться.
А может и так было.
------------
Эфесец афинянину в кабаке, после амфоры неразбавленного:
- А мы бирему замутили! В два ряда весла! Не уйдет никто! Здорово придумали!
афинянин:
- В два???Ха-хахахахах!!!! Да вы лохи по жизни. Бирема...ха..два ряда... Мы уже два года как три-ремы сняли с вооружения, квадри-ремы останутся только те что достраивают , а вообще гекто-ремы будут основными. Прототип построили, скоро испытания. Мне брат мужа кормилицы внука сестры жены рассказывал. Десять рядов весел, скорость вдвое против дельфина.
---------------------------
Могли много чего, но только не флот из такищ чудищ формировать.
Из цифр , браво нарисованых в оптимистическом отчете следует, что КПД одного гребца у них получился от ~2% максимум до 1%>> при пиковой нагрузке. Закон сложения мощностей был очень нескоро сформулирован, и неоднократно неприятно поражал рационализаторов типа "две лошади вдвое быстрее". А глядя как они все три весла в один кубометр пихают... пусть хоть убьюцца инженеры об "оптимальную конструкцию весла".
Время боевой скорости и дальность атаки тараном меньше дистанции выстрела из лука. То есть нужно тихо подойти под стрельбу противника и разгоняться на малоподвижную цель. Что-то вроде камикадзе - в надежде сразу утопить огромный медленный транспорт, ценность которого заведомо выше триремы и экипажа. А они были такие? И огород городить ради максимум 5% скорости кажется бессмысленным.
Помню разбор проекта одним человеком с большим опытом любительского кораблестроения. Сейчас найти не могу почему-то.
Результат эксперимента полностью провальный, по скорость/длина не смогли выйти за число Фруда, которое на краю диапазона "дрейф, неводоизмещающий".
Три однорядных корабля суммарной массой равной триреме будут на порядок эффективнее для любой ее выполнимой задачи.
А насчет досок, тут промашка вышла. Каменными орудиями можно обойтись. Доска получается из бревна высшего сорта без изьянов. Но расход древесины будет - мама не горюй, примерно полтора леса на корабль. Прорва времени и трудозатрат , не только вручную тесать придется , но и выжидать по техпроцессу.Стальные пилы дадут возможность больше раз в десять напилить пригодных досок из того же количества сырья, использовать сырье похуже качеством, и сделать работу в сотню раз быстрее.
Несколько циферок.
Пиковая мощность человека 1кВт. КПД системы гребец-весло-вода-корабль до 50%(теоретический потолок). Один гребец даст до 500Вт в ускорение судна в течении 15мин. Сытый, отдохнувший, тренированный. Сферический, с идеальным невесомым сферическим веслом в невозмущенных средах.
За счет сложения мощностей получается плохо и убого. КПД каждого гребца быстро стремится к 0.0%.
Грубо - что бы получить вдвое большую полезную мощность , нужно поставить... не два одинаковых мотора... а то ли три, то ли четыре... и то там предел за пределом, то движитель, то взаимовлияние, то режим движения, то ресурс конструкции.
Зависимость нелинейная, степень от числа элементов, чего античные фантасты скорее всего не предполагали.
Перекличка с драккарами .Те могли разгонятся до 12 узлов, выскакивая из первого диапазона Фруда. Из оценки конструкции и .... исторического свидетельства.
Британия.Время Викингов. Некий монах , завидев драккар , выруливающий из-за мыса стал громко молиться, читая наизусть какую-то классику. Дык не успел до конца, стрела в черепе помешала. Место известно, время на молитву оценивается примерно. Получается ~20км/ч (+- много, настолько много, что недостоверный результат)
Время, потребное на разгон растет с размером, и если оно выше времени максимального темпа - то полного разгона не будет никогда. Драккары же оптимальны , все показатели и характеристики близки к техническим пределам... Естественно , любой кораблик того времени от них уйти не мог. Но то драккары, крепкие и компактные суда, пригодные для океана, набитые парой сотен злых дядек в железе, всю жизнь либо гребущих, либо сражающихся. Да , и весла там в один ряд. Всегда.