#p270025,Отец Фёдор написал(а):... если вы хотите ввести поправки на возможные различные допустимые варианты поведения ... для разных исторических эпох, то вы можете это сделать.
Мы - во вполне определенной теме. Более того, обсуждается вполне конкретное явления (кулачество). Посему, воспользуюсь Вашим любезным разрешением и ограничусь "вариантами поведения" для периода его, явления, "расцвета".
По эксперименту (социальному).
#p270013,Отец Фёдор написал(а):Первый. Пусть два человека, бедный крестьянин и, допустим, этот ваш кулак, добровольно хотят заключить такую сделку: кулак дает бедняку мешок зерна, а тот должен будет впоследствии, после съема урожая, вернуть кулаку 2 мешка. Вопрос: считаешь ли ты для себя как стороннего наблюдателя морально оправданным вмешаться в это взаимодействие с применением силы и не дать ей совершиться?
Однозначный ответ дать не могу. Ответ зависит от конкретной ситуации.
Пара ситуаций навскидку:
1. Никола зимний. У многих в деревне свой хлеб закончился.
Я, сторонний наблюдатель, вижу, как бедный крестьянин сговаривается с кулаком о мешке зерна. Знаю этого крестьянина: жена больна, шестеро малых детей. Понимаю, отдать два мешка он не сможет и по осени в эту семью придет беда. С другой стороны, торгуемый им мешок - вопрос выживания семьи: старшие ребятишки "кусочничают", оставшимся этого мешка хватит дотянуть до весны.
Вмешаться и не дать совершиться этой сделке не считаю возможным. Но буду думать о "красном петухе" (правда, кулак, как это принято, живет в центре деревни)...
2. Вижу другого крестьянина, тоже торгующего мешок. Знаю, не расчитал, на подати не хватило. С другой стороны, старшой в силу вошел, на следующий год справятся.
Вмешиваться и не дать совершиться этой сделке не считаю необходимым. Мужику будет трудненько, но справится.
(Получается, встретил двух торгующих по мешку, но в обоих случаях вмешиваться не стал. Правда, по разным причинам)
#p270013,Отец Фёдор написал(а):Второй. У тебя сдохла единственная лошадь, а у твоего соседа их, допустим, пять. И ты знаешь, что он активно использует ну максимум две. Ты приходишь к нему и просишь одолжить лошадь, чтобы вспахать землю и осуществить посев. А он тебе отвечает "дружище, окей, но ты мне можешь вон ту лужайку перепахать, я хочу там настурции посадить". Вопрос: считаешь ли ты своего соседа плохим человеком и, заодно, считаешь ли ты для себя морально оправданным отобрать у соседа лошадь силой?
Отбирать силой в любом случае не буду: не хочу идти по этапу.
А вот считать ли соседа плохим, тоже зависит от ситуации:
1. Если мы с соседом сможем увязать планы по моему посеву и его настурциям, то считать его плохим человеком оснований не вижу.
2. Если же сосед вывернет мне руки и даст лошадь лишь после вспашки его лужайки, тем самым не дав мне осуществить посев, то - да, я буду считать соседа, мягко говоря, плохим человеком.
Ситуация 2 не надуманна, а была распространенной во взаимоотношениях с кулаками, и странно, что говорится лишь об отдаче тем же зерном, но не работой на кулака (на сколько она была распространена, не скажу, изучать нужно). Поправка: в обсуждаемой статье есть упоминание об отдаче долга работой.
Еще у Энгельгардта (а это - конец XIX века) читаем: "Кулак ... кичится тем, что сам мало работает: "У меня должники все скосят, сожнут и в амбар положат". Ага, они, должники, и косят, и жнут, и в амбар покладают... и всё это в те дни, которые, по поговорке, "год кормят".
То есть, отрабатывая на кулака, должники остаются без урожая. Что ж, как выше сказано, кулак им предоставляет выбор...
#p270013,Отец Фёдор написал(а):Ну и третий. Как ты расцениваешь приведенную статью? Считаешь ли ты, что она имеет явную про-большевистскую направленность, или просто занимательный исторический очерк, либо же это неуслышанная попытка восстановить историческую справедливость?
Для сомнений оснований не вижу, но изложенные факты не проверял.
Из предложенных вариантов (с коррективами): считаю, что статья - интересный исторический очерк (Очерк - описание, изложение, исследование какого-н. вопроса, дающее общее представление о нем. Словарь Ушакова), восстанавливающий историческую справедливость
Отредактировано Michel (28.01.2024 08:52:28)