Снова великолепные Пропилеи, 5 в. до н.э., классика архитектуры и архетип античной истории на все времена.
С конца 19 века памятник многократно реставрировался и реконструировался. Начал эту работу великий греческий архитектор Николаос Баланос в 1895 году. Но нет ни одного упоминания ни этого периода, ни предыдущих о том, что перебирались (т.е. демонтировались, реставрировались поблочно, монтировались вновь) стены сооружения. К моменту деятельности Баланоса они как есть сохранились с античных времен. Вот их и посмотрим внимательно на нескольких ранних фотографиях.
Паскаль Себа, 1774 год.
Коллекция библиотеки Страсбургского уиниверситета http://docnum.u-strasbg.fr/cdm/landingp … tion/coll4 .
Франкская башня еще стоит. Строили ее якобы крестоносцы, инициатором и спонсором сноса в 1875 году стал сам великий Шлиман, открыватель Трои.
Разумеется, отмечаем чистый древнегрекобетон, который без полного разбора памятника в принципе невозможно сюда поставить.
Но это не самое интересное.
Капители колонн, заждавшиеся реставраторов с самого Перикла, совсем обветшали и явили обыкновенный металлический каркас внутри "элевсинского мрамора".
Но и это не самое интересное - видели уже.
Вот такое вижу в первый раз.
Это процесс изготовления древнеионических оснований колонн в эпоху до покрышек от тоёт-игиломобилей!
Видно, что форма на изделии разбита. Без сомнений, это керамика, и без сомнений, одноразовая.
Рядом стоят какие-то древние фризы, барельефы в еще целых формах - это понятно...
А на ближнем плане - эта самая керамика. Одноразовые формы для колонн.
Никаким покупателям ни для каких надобностей такие кувшины не нужны. Это спецзаказ местным гончарам с обрисовкой ТУ: снаружи лепите чего хотите, лишь бы держалось, как надо должна быть исполнена внутренняя часть.
*
На фото 1865 года коллекции библиотеки Корнуэлльского университета посмотрим структуру стены.
Сейчас на сайте библиотеки "античного раздела" почему-то нет, это фото из прежних сохранялок.
Стена и тумба - опора ворот сделаны явным опалубным литьем, последовательным литьем блоков внутри внешних больших щитов, сколоченного короба. Технология еще питерская, то есть 18 века. Пазы от поперечных досок расположены независимо от границ блоков; где была доска короба, там и отливали блоки, не обращая внимания, попала доска на границу блока или на середину.
Чтобы избежать "таинственных полигоналей" стены, надо было очень точно работать с перегородками внутренней опалубки и с дозировкой раствора блоков в тканевой опалубке. Избежать почти удалось, на стене есть одна явная полигональ, больше не видно. На заре строительства истории исполнители очень старались.
Вторая опора. Такие же и таким же образом полученные пазы.
Опоры пытались нарастить, для чего в основу, первоначально отливаемую, вкладывали узкий профиль, затем разгибали и свободные концы заливали еще на раз тонкой стеной под коробом-опалубкой. Почти все это обвалилось. Очень бестолково получилось к началу официальных реставрационных работ конца 19 века. Объяснение этой манипуляции может быть одно: объект делался надолго и должен был выдержать сейсмические толчки, эрозию, просадки. Эти вкладывания арматур очень напоминают самое раннее питерское литье - Петровский док, например. Но качество состава искусственного мрамора очень сильно подвело.
Обращаем внимание также на предметы в мазне колонны и в блоке - разумеется арматура. И на торец доски, все еще торчащей после деятельности первой артели древнегреков. Его заливали, не вытаскивая. Рассыпалось новое литье, открыв в том числе и доску.
За входом на территории Пропилей идет стройка. Емкости-вагонетки для сыпучих и льющихся стройматерилов, колонна, сложенная из стандартного кирпича, с обваленной штукатуркой - мы уже видели такие не раз.
*
На фото 1860 года из коллекции The J. Paul Getty Museum (это крупнейший художественный музей в Калифорнии) -
обращаем внимание на явные посторонние элементы внутри стен и несущих элементов.
*
И еще одно фото The J. Paul Getty Museum , 1869 год.
https://www.google.com/culturalinstitut … WauVqP-3YA
http://www.getty.edu/art/collection/obj … bout-1890/
Это уже виденное литье поверх литья с другой стороны.
Все как на ладони. Раньше я назвал эту пару профилей монтажной арматурой, но это вложенная арматура. Рассыпавшееся наращение.
Питерская технология начала 18 века, из первого комплекта древностей, скорее всего.
Наверху совсем все плохо после рассыпания доп-плиты - сплошные чугуняки торчат.
Монтаж грузоподъемным краном велся здесь, в верхней части ворот Пропилеев. Однотипные пазы от вкладышей двух видов, идущие парно - это уже чисто стропальное приспособление, возможно и вовсе сделанное другой артелью.
Отредактировано горожанин (05.08.2017 14:14:13)