Все эти "дао", "конфу", "вайшну" и "кришну" - их число немерено, это тот же буддизм с точки зрения обязательных святых сооружений, причиндалов и праха. С этой стороны никакой разницы нет , что за священный прах , и чем он обставлен. Бог, учитель, настоятель, просветленный... - это святой прах , с которым контактирует паства.
Изваяния Будды с будийскими причиндалами, хранилищами праха, кстати говоря, также стоят в даосских храмах, пагодах, монастырях, наряду с другими, "даосскими". Будда включен в досский пантеон, во всех своих ипостасях.
В конкретном Шаолине сотни почитаемых прахов. И сам монастырь (коему не полторы тысячи лет, он такой же новодел, как и всё другое в китайской истории) хранит эти прахи , снабженные как положено оснасткой-шпилем на культовом здании, и все сооружения комплекса Шаолиня, ступы- пагоды, ими набиты под завязку. Вот этих штук, содержащих святые останки, пишут, 260. Уже одно пребывание в Шаолине, не говоря уж про занятия и медитации с лампадами, кадильницами и палочками, это ужас тихий
Шаолинь еще и поэтому туристская мекка, визитная карточка Китая; очень много народу там "культурно просветляется", глядя на представление "просветленного" персонала для туристов.
Все пути во всех текстах - бессмертные , энергетические, духовные, Небесные, Водные, Земные - отменяют этот святой прах.
У духовных , водных, небесных текстов свои задачи , у материального праха, святого и ритуального, свои, одно другому не мешает. Прах действует в обязательном порядке на физическую нашу оболочку, и здесь, и во всех религиях, культах, верах. Тексты духовные, водные и всякие действуют на психические, ментальные, прочие тела и проекции. Либо не действуют. Кому как. Мне они безразличны.
Я про них вообще не говорю, и не надо ими подменять культовые строения и вещички, про которые идет речь.
Крутейший даосский монастырь Байюньгуань, еще одна китайская мекка, такое же хранилище святого праха для ритуального применения в материальном его виде.
Вот под этой чашечкой в "каменном" основании (литье, естественно) останки Цю Чанчуня, патриарха даосов. Статуя - он же, под ней также его прах. Прихожане просвящаются и освящаются тут дважды в лунный месяц, 1-го и 19-го числа, с зажженными кадильницами и палочками. Это обязательный культ даосизма.
А вот здесь , в "Зале почитания предков", останки патриарха Ван Чанъюэ, в саркофаге-освании и предметиках. Тысячи даосов идут сюда поклоняться учению патриарха и реликвиям. Конфуцианцы и буддисты тоже, кстати говоря. С материальной точки зрения, повторю, это всё один культ.
Естественно, Байюньгуаню тоже не 13 веков, а поменее. Помимо даосов, буддистов, конфуцианцев всех мастей сюда водят тысячи туристов. Им показывают представления традиционных обрядов и устраивают традиционные чаепития.
С точки зрения биохимии нет никакой разницы, кому приписан святой прах - божеству или историческому лицу. Земное назначение всех религий - общение паствы с ним и приобщение к нему, буквальное физическое, летучими агентами.
И, кстати, в главном даосском храме-комплесе-монастыре Байюньгуань без счета пагод, кумирен, малых храмов и тех, и других. И божеств, и лиц, считающихся реальными людьми. Без разницы для главного земного назначения религий, чье имя носит святой прах, богов или людей.