#p229869,Michelle написал(а):1 апреля 2020г. был принят федеральный закон 98-ФЗ о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, относящиеся к ЧС. То есть, если до этого «борьба с вирусом» велась регионами, то теперь федеральная власть решила им подмогнуть.
Дело давнее и, казалось бы, имеет лишь "исторический" интерес (хотя и рассмотрение того, что и как делалось, тоже может оказаться полезным).
Однако, по прошествии времени, стало понятным, что 98-ФЗ принят не для латания дыр, а ориентирован на будущее.
К чему готовятся власти, можно предположить, анализируя изменения и дополнения закона №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .
(Перегружать текст статьями и пунктами не буду. При необходимости, желающие могут ознакомиться с первоисточником — закон №98-ФЗ).
Итак, читаем:
1. Определение чрезвычайной ситуации дополнено «распространением заболевания, представляющего опасность для окружающих»
Об юридической некорректности этих «окружающих» уже говорилось, повторяться не буду. Просто отмечаю, что теперь чрезвычайной ситуацией можно объявлять неограниченный круг заболеваний - и «новую коронавирусную инфекцию», и входящую в моду бубонную чуму, и старый добрый грипп, и, в конце концов, банальный триппер.
Кстати, последнее — не шутка: "инфекции, передающиеся преимущественно половым путем", наряду с коронавирусной инфекцией и чумой входят в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих
Критерий один — заболевание представляет опасность для окружающих? Значит, можно говорить о чрезвычайной ситуации или хотя бы об угрозе её возникновения.
2. Правительству РФ предоставлено право назначить себя координационным органом при угрозе возникновения или возникновении отдельных ЧС на федеральном или межрегиональном уровне.
До настоящего времени таким координационным органом являлась Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Теперь, в случае «отдельных» ЧС, Правительственная комиссия «приостанавливает свою деятельность», и дело координации берёт в свои руки Правительство.
Зачем? Кому как не Правительственной комиссии, постоянно и профессионально осуществляющей возложенные на неё задачи (см. Положение о Правительственной комиссии), и быть главным координационным органом на высшем, федеральном уровне? Кроме того, Правительство и так руководило единой государственной системой органов предупреждения и ликвидации ЧС.
Думаю, дело как раз в этом профессионализме. Видимо, при некоторых («отдельных») ЧС специалисты будут только мешаться и/или не будут достаточно послушными.
3. Правительство РФ может вводить режимы повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При угрозе возникновения или возникновении ЧС федерального или межрегионального уровня Правительство может ввести режим повышенной готовности (ПГ) на всей территории России или её части.
Здесь две новации.
Во-первых, в действовавшем законе Правительство не занималось введением каких-либо «режимов» (не царское это дело).
Второе же и главное — что за режим может вводить Правительство. Согласно принятым изменениям Закона, в оборот введён новый термин — режим повышенной готовности. Подчеркиваю: просто повышенной готовности.
Чьей готовности? Готовности к чему? Это не расшифровывается. Просто все должны быть готовы ко всему.
Дополнение:
Вышеизложенное в этом пункте относится и к режиму чрезвычайной ситуации.
Если до принятия поправок к ФЗ-68 режим ЧС был лишь одним из режимов функционирования органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, то после 01.04.20 этот режим уже можно применять к кому и чему угодно.
Здесь явно учтён опыт нынешней «пандемии»
До 01.04.20 законодательство предусматривало режим повышенной готовности для органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - режим ПГО).
Здесь всё понятно. Есть единая государственная система, функционирующая в различных режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Поэтому во всех случаях (без исключений) в законодательстве во избежание недопонимания употреблялся термин в полном виде - «режим ПГ для органов единой государственной системы (и т.д.)».
Но вот возникла «пандемия», и субъекты РФ стали вводить «режимы».
Треть субъектов (во главе с Москвой) ввели режим просто повышенной готовности. Тем самым заполучив вопрос — а это что за режим, и где об ём можно почитать?
Остальные же две трети субъектов новацию о режиме ПГ не поняли (или «не поняли») и законопослушно ввели режим ПГО. Что тоже оказалось не здорово. У шибко дотошных немедленно возник закономерный вопрос — а причем здесь население? Режим — органов? Вот пусть органы и повышенно готовятся, а мы-то здесь с какого бока?
Вот 98-ФЗ и введён термин «режим повышенной готовности». Без определения. Ну вот просто есть такая готовность — повышенная.
А чтобы граждане не сомневались, что этот режим предназначен именно для них, было принято следующее дополнение в 98-ФЗ:
4. Правительство устанавливает обязательные для исполнения правила поведения граждан при введении режима ПГ или ЧС.
Вот теперь всё встало на свои места: режим ПГ это режим, регламентирующий поведение граждан.
С принятыми 2 апреля Правилами поведения можно ознакомиться здесь. При этом не стоит забывать, что ничто не мешает тому же Правительству их изменять и дополнять.
5. В полномочия субъектов РФ включено введение правил поведения граждан. Тоже обязательных для исполнения.
Вот только с условиями введения этих правил вышла неловкость.
С одной стороны, правила для граждан устанавливаются при введении режима ПГ. Но в измененном законе сослались на подпункт о введение режима ПГО.
Объяснение этого противоречия таково.
В полномочиях субъектов РФ прописано введение режима ПГО. Но этот режим — не для граждан.
Чтобы «построить» граждан, субъектам предоставлено право вводить режим ПГ.
Но и вычеркивать из закона введение режима ПГО сочли нецелесообразным. Вот и возникла коллизия: вводят режим ПГ, но ссылаются на режим ПГО.
Хороший пример — справочный материал базы КонсультантПлюс «Введении режима повышенной готовности в субъектах РФ», в котором нормативные акты двух третей субъектов РФ — о введении режима ПГО.
6. В полномочия субъектов РФ включено введение дополнительных правил поведения граждан в случае введения Правительством режима ПГ.
Вот здесь, в отличие от предыдущего пункта, коллизии нет. Правительство вводит сразу режим ПГ (для граждан), а субъекты РФ, с учётом местных особенностей, для этого же режима могут вводить дополнительные, не противоречащие установленным Правительством правила поведения граждан.
Отредактировано Michelle (03.08.2020 08:26:08)