Представляется целесообразным резюмировать информацию по решению Верховного Суда РФ.
Хронология.
20 мая 2020г Минпромторг направил органам исполнительной власти субъектов РФ, организациям торговли и правоохранительным органам Методические рекомендации (далее - Рекомендации)
23 июля 2020г. «СМОЛЕНСКИЙ ЦЕНТР ПРАВА И СОЦИОЛОГИИ» обратился в Верховный Суд РФ с иском о признании Рекомендаций не подлежащими применению в части отказа посетителям в случае не использования ими средств индивидуальной защиты (СИЗ)
22 октября 2020г. Верховный Суд РФ в иске отказал. Решение в законную силу не вступило, тк было обжаловано. Дата рассмотрения апелляционной жалобы на настоящий момент не назначена.
2 декабря 2020г. ТАСС и прочие СМИ сообщили о решении ВС РФ
О решении Верховного Суда РФ
1. Ложь о проверке на соответствие законодательству
В решении суда говорится о проведенной проверке на соответствие законодательству нормативных свойств Рекомендаций, но, одновременно, отмечается отсутствие у Рекомендаций даже признаков акта, обладающего нормативными свойствами.
Какие же нормативные свойства проверялись Верховным Судом?..
2. В нарушение ст.198 (п.4, подпункт 3) ГПК РФ, в решении не указаны "мотивы, по которым суд не применил законы, на которые ссылался истец".
В решении суд перечислил указанные истцом конкретные законы, и, более того, процитировал статью о недопустимости отказа от заключения публичного договора. Однако, несмотря на это, рассматривать их Верховный Суд не стал.
3. Верховный Суд основал доводы в пользу принятого решения на положении закона, не имеющем отношения к заявленным истцом требованиям.
Истец указывает на нарушение пункта 3 ст.426 ГК РФ (Недопустимость отказа от заключения публичного договора). А Верховный Суд основывает свои доводы на пункте 1 ст. 426 (Недопустимость оказания предпочтения в заключении публичного договора).
Эта подмена объясняется тем, что отказ по закону недопустим. А вот оказание предпочтения - допустимо (в «случаях, предусмотренных законами или иными правовыми актами»). Поэтому ВС 1) взял за основу пункт статьи об оказании предпочтения и 2) вывел цепочку доводов в виде «законов и иных правовых актов».
Возможен вопрос: не применимо ли в масочном вопросе положение об оказании предпочтения?
Может быть, организации могут «оказывать предпочтение» гражданам в масках и не оказывать тем, кто без масок?
Но здесь речь именно об отказе.
Прежде всего, в ГК упоминается и отказ, и, отдельно, оказание предпочтения. То есть законодатель разделяет эти понятия.
Далее, по определению, предпочтение это признание чьего-либо преимущества. Примеры: отпуск товаров Героям Советского Союза без очереди, преимущественное право ветеранов на установку телефона, выделение сидячих мест в автобусе инвалидам.
В масочном же вопросе речь идёт именно об отказе (обслуживать без СИЗ).
4. Решение ВС РФ об отказе в обслуживании — необоснованно.
Основав свои доводы на статье о недопустимости оказания предпочтений и перечислив «законы и иные правовые акты», ВС РФ принял решение о правомерности отказа в обслуживании (впрочем, при условии определенных оговорок в региональных НПА).
Как из пункта 1 (статьи 426) следует какой бы то ни было вывод по пункту 3, непонятно. Как непонятна и отсылка к региональным НПА (хотя в законодательстве нет подобных оснований для отказа в заключении договора).
Практическое использование решения Верховного Суда РФ.
Несмотря на вышеизложенные критические замечания, само решение можно оценить положительно.
1. Отказ в обслуживании безмасочников
ВС подтвердил правомерность отказа в обслуживании лиц, не использующих СИЗ. Но, согласно решению, этот отказ возможен, если в НПА субъекта РФ предусмотрены:
- обязательность использования СИЗ;
- возможность отказа в обслуживании лиц, не использующих СИЗ.
То есть, если в соответствующем НПА возможность отказа не прописана, то организация не вправе отказать в обслуживании лицам без СИЗ.
2. Рекомендательность Методических рекомендаций
ВС вынес решение: Рекомендации не имеют признаков нормативно-правового акта, а значит носят рекомендательный характер.
Практически, это означает, что на эти Рекомендации не имеют права ссылаться. Ну, рекомендует там что-то Минпромторг, и что?..
Рекомендации — не НПА, этим всё сказано.
Сопутствующий вопрос: Почему о решении ВС объявлено именно 2 декабря?
Почему не сразу после вынесения решения (то есть в конце октября), это объяснимо: подана апелляция, решение не вступило в законную силу.
Но и к настоящему времени ситуация не изменилась: решение в силу так и не вступило.
Тем не менее, 2 декабря все СМИ объявили о сенсационной новости — ВС РФ разрешил не обслуживать безмасочников!
Почему именно 2 декабря?..
Ну и, понятно, СМИ без лжи не могут: практически ни одно не сообщило, что отказ в обслуживании правомерен лишь если возможность такого отказа прописана в региональном НПА.