.
Каббала – это еврейская мистика, суть к-рой заключается в синкретизме Ветхозаветной религии, языческой мистики и древней философии. Основные источники каббалы берут начало в вавилоно-персидской религии, греческой философии и гностицизме. Само слово «каббала» в переводе с иврита означает «получение», «предание». Каббала – это тайное учение, передававшееся от учителя к ученика. Объясняя ее тайный характер, еврейские учителя говорят, что к мистическому опыту нельзя относиться легкомысленно, что даже для подготовленных и серьезных людей он может представлять немалую опасность. В талмуде приводится история о чтырех мудрецах, достигших высот мистического созерцания. У одного из них сердце не вынесло увиденного, и он умер. Другой сошел с ума. Третий потерял веру. И лишь самый великий – Акива – «вошел с миром и ушел с миром». Понятно, что речь идет о демоническом духовном опыте.
В 13 в. в иудаизме складывается окончательно мистическое эзотерическое течение - Каббала. Каббалисты создают свою эзотерическую терминологию и интерпретируют Танах и Галаху как мистико-аллегорическое описание процессов, происходящих в непостижимом Боге, а также Его эманаций, через которые Он открывает Себя миру. Основополагающим трактатом Каббалы стала Книга Сияния - Сэфер Зоѓар, представляющая собой мистический комментарий к Торе.
Каббализм
Среди людей, занимающихся изучением чисел, были не только те, кто искал личной выгоды, но и те, кто стремился овладеть "тайной тайн" для того, чтобы иметь возможность предсказывать судьбы людей. Одним из способов узнать тайны Вселенной с помощью какой-либо тайной науки является каббала. Каббала - тайное учение евреев. Неизвестно кто, когда и как основал это учение. Это учение явилось продуктом развития знаний многих веков. Долгое время оно передавалась устно, пока не стало проникать в письменную литературу. Сами каббалисты приписывают возникновение этого учения Аврааму, которого посвятил в ее таинства ангел Разиель. Считалось, что все знания, заключенные в учении каббалистов, были преподаны Богом ангелам еще до падения человека.
Позднее ангелы передали эти принципы Адаму для того, чтобы посредством этого знания падшее человечество смогло бы вновь вернуться на небеса. Каббала ставит своей задачей ответить (с помощью толкования Священного Писания) на все важнейшие вопросы, на протяжении многих веков так интересующие человечество: что такое душа, как влияет Космос на судьбы людей, что такое Рок?
Каббала - это своеобразное религиозно-философское учение, которое рассматривает сущность Бога, происхождение и строение Вселенной, место человека в ней и эволюцию души.
Каббала в своем учении использует буквы еврейского алфавита, которые рассматриваются как особые символы: каббалисты приписывают каждой из них особый атрибут Божества и соответствующее этому число, тем самым пытаясь проникнуть в тайны Божества и мироздания. Согласно учению одной из книг каббалы, в основе всего лежит Единое Божество, Его воля находит выражение в числах и словах. При разложении слов на составные части становится очевидным, что они состоят из 22 букв еврейского алфавита и первых 10 чисел, из которых можно вывести все другие числа. Эти 32 знака каббалисты называют "тридцатью двумя чудесными путями мудрости". Учение каббалы подробно занимается разбором этих "путей мудрости".
Из 10 первых чисел можно составить новые числа, и ряд их будет бесконечен. Но, считают каббалисты, эти десять чисел - не только числа, а нечто большее; так как все в мире может быть измерено числами, то числа становятся для каббалистов сущностью самих вещей. Таким образом, каббалистические книги содержат систему космогонии, основанную на комбинации букв и чисел, в которой 22 буквы еврейского алфавита и 10 чисел рассматриваются как условные символы для выражения человеческой мысли и как орудия, употребленные Творцом для создания мира. В этом смысле каббала - математика человеческой мысли, алгебра веры, которая решает задачи души, как уравнения, определяя неизвестные.
Возникновение каббалы разные исследователи относят к разным эпохам, начиная с вавилонского плена (585-535 гг. до Р.Х.) и до XII в., периода расцвета еврейской философии. Согласно истории еврейского народа, во время вавилонского плена иудеи забыли свой язык. И для них стал непонятен текст Свящ. Писания, поэтому читать и понимать его народу приходилось через толмача. На этой почве сложилось предание, что иудеи в плену познали тайную халдейскую мудрость и начали свозь призму этого эзотерического учения толковать Свящ. Писание. Так как текст Свящ. Писания был написан без комментариев, он нуждался в них. Комментаторы, составляя толкование, давали свои интерпретации тексту. Это дало повод и в дальнейшем исажать смысл Свящ. Писания, что, в конце концов, првело к вырождению истинного понимания его смысла и к возникновению иудейского эзотеризма. Т.о, возник Талмуд, а затем, ко времени пришествия Христа, сформировалось законченное философско-религиозное эзотеричесое учение, к-рое в дальнейшем получило название каббалы.
Знакомство с магией Вавилона не оставило безразличными многих еврейских законоучителей. Соблазнившись тайным знанием и обещанием власти, они начали искать магическую силу в тексте Свящ. Писания. Первоначально каббалистические идеи были смешаны с талмудическими толкованиями, но затем, впитывая в себя язческий мистицизм и античную философию, они оформились в отдельное каббалистическое учение. Так, например, еврейские законоучители Гиллел, Наум Тимзо (I в. до Р.Х.), Акива (II в. по Р.Х.) дошли в своих выводах до того, что утверждали, что «каждое слово, каждый слог, каждая буква и каждая частичка – все имеет таинственный смысл».
Такое направление иудейской мысли связывалось с определенными политическими событиями. Судьба иудейского народа шла вразрез с его ожиданиями и чаяниями. Иудея была разорена и переходила из рук в руки,народ находился в постоянном рабстве. Но, наряду с этим, иудеи вопреки истинному пониманию Свящ. Писания считали себя избранным народом, к-рый, как высшая раса, должен был господствовать над языческиминародами и порабощать их. Поэтому они не могли понять, почему, будучи выше язычников, они находятся у них в рабстве. Это вызывало у них мучительные переживания, и весь иудейский народ ожидал мессии. К-рый, придя, осуществит их мечты, и они наконец займут достойное место среди народов и воцарятся над миром.
Помимо этого, некоторые из них начали искать и иную возможность достичь власти и силы. Будучи пропитаны духом египетского и вавилонского религиозного вероучения, они поддались соблазну оккультизма и начали искать в Свящ. Писании некий скрытый тайный смысл, с помощью к-рого они бы могли освободиться от римского владычества или же обрести особую божественную власть. Предаваясь такому изучению текста Писания, книжники заражались чусством превосходства над простым народоа, не знавшим особенного скрытого смысла Писания. При этом, надеясь на свои способности и тайные знания, они постепенно теряли веру в истинного Бога и заменили истину на свои собственные домысли и представления. В частности, Талмуд они ставили выше Торы.
Естественно, что неверие, стремление к превосходству и господству не имели ничего общего с истинным пониманием Ветхого Завета. Христос обличал фарисеев и книжников, указывая, что они потеряли дух Божий и поклоняются иному духу: «Вашотец Диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Одним из мощных средств порабощения диаволу и была каббала. Она обещала иудеям все то же, что и Диавол Еве в раю: истинное знание, силу, власть, бессмертие. Каббала постепенно вошла в учения всех тайных обществ как Палестины, так и за ее пределами. Особенно популярным каббалистическое учение было у гностиков. Первыми гностиками были иудеи. Симон Волхв и его ученик Менандр.
Центральная книга каббалы – «Зогар» («Сияние»), написанная на арамейском языке, – была обнародована Моше де Деоном в Кастилии (центр. часть Испании). Согласно традиции, ее автором считается живший во II в. Шимон бен Иохай. Во время правления имп. Адриана (117-138) он 12 лет прятался в пещере, спасаясь от жестоких гонений. Рассказывают, что пророк Илия являлся ему, чтобы поведать мистические тайны. Этот духовный опыт и был зафиксирован в книге «Зогар». В ней предпринимается попытка постичь сокровенный смысл Торы, понять зашифрованные в символах тайны Бога и творения.
По предположению некоторых исследователей, каббала сохранялась в великой тайне от непосвященных, и только в XII-XIII вв. она стала достоянием гласности благодаря Моисею Леонскому. Он был знаком со многими каббалистами того времени, заполучил обманным путем от них каббалу и издал ее, предоставив возможность изучать ее всем желающим. С момента своего появления каббала сразу становится достоянием оккультного мира и признается им в качестве основного источника оккультизма. Каббалистическое учение целиком легло в основу оккультной философии Средневековья, с некоторыми дополнениями и изменениями воспринято теософией Е.П.Блаватской.
Каббала представляет собой набор трактатов оккультного направления, количество и содержание к-рых может изменяться и дополняться. Она состоит из двух частей: Умозрительной каббалы и Прикладной. Умозрительная часть содержит в себе пантеистическое учение о сущности Бога, мира и человека. Прикладная каббала содержит в себе описание магических ритуалов, закодированных буквами еврейского алфавита, к-рые рассматриваются в оккультизме как некие активные силы. Каждой букве, помимо силы, приписывают также особый атрибут божества и соответствующий ему числвой код. Зная сущность букв и кодировку исел, посвященный может воздействовать на божества и с его помощью управлять законами природы. Умозрительная каббала исходит из идеи сокровенного и совершенно непознаваемого и неизреченного Божества.
Главная мысль оккультизма, каббалы состоит в следующем. Бог есть нечто такое, чему нельзя отыскать имени, Он есть Ничто. В своем начальном состоянии Абсолют – это монистическое сочетание духа и материи, женского и мужского начал. Для того, чтобы проявиться в мире, Абсолют самоограничивается, стягивается. Стягивание заключается в том, что внутри абсолюта образуется пустота, благодаря к-рой бесконечный свет получает возможность эманации. Таким образом начинается эволюция творения, и приходит она посредством 32 путей творения. 10 из них – это невещественные числа, к-рые выражают общие законы бытия., это эманации божества, вытекающие одна из другой, а 22 – это буквы еврейского алфавита, при этом каждая – свойства божества. «Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное боежство посредством 32 путей открывает все свои проявления». Когда человек просвещен мудростью (сатанинской) и посвящен в тайные знания, он приобретает способность воздействовать на всю Вселенную, управлять миром. В книге «Зогар» человек ставиться даже выше божества.
Каббала соблазняет человека искушением воздействовать своим «я» на природу, на духовный мир другого человека, починить их своей власти, навязать им свою волю, заставить их служить себе для удовлетворения своей страсти.
В XVII в., когда было много гонений на евреев (в частности на Украине), еврейские мистики пришли к выводу, что избавление начнется тогда, когда страдание народа достигнет высшей точки. Был предсказан и год явления Мессии. Он совпал со временем истребления евреев на Украине. В 1648 г. в синагоне турецкого г. Смирны появился молодой человек Саббатай Цви. Он произнес вслух неизреченное Имя Бога (что позволялось лишь первосвященнику в Храме раз в год в день праздника иом-Кипур) и провозгласил себя Мессией. К тому времени Саббатай был известен своей аскетической жизнью и успешным изучением каббалы. Присутствующих в синагоге поразила такая неслыханная дерзость. Его немедленно отлучили от синагоги. И он был вынужден покинуть город. Но его притязания признала община Иерусалима, а затем и многие другие общины. К нему в Иерусалим стекаются евреи со всех концов Европы. Более половины евреев всего мира верят, что он и есть долгожданный Мессия. Мессианское достоинство Саббатая Цви косвенно подтверждается преданием. Согласно к-рому Мессия должен родиться в день падения Первого и Второго Храма – 9 августа. Саббатай Цви родился именно в этот день. Саббатай женился на девушке из Польше, семью к-рой убили казаки Хмельницкого. Девука чудом уцелела, и ей было видение. Что она станет невестой Мессии. Для многих их брак стал убедительным подтверждением того, что Саббатай действительно Мессия. Когда она умерла, он вторично женился, но на сей раз невестой его была не девушка: он заключил символический брак со свитком Торы.
Саббатай Цви не оставил никакого письменного учения, но до нас дошла его благословение: «Хвала Тебе, Господи, Который позволяет запретное». На вершине славы Саббатай Цви отправился в Стамбул. Чтобы обратить в свою веру турецкого султана. Но султан заточил его в тюрьму и предложил выбор: смерть или принятие ислама. Мало кто сомневался, что Саббатай предпочтет смерть, но, к изучмлению и ужасу многих, он выбраш ислам. Однако и этт акт не отвратил от него некоторых последователей. Они стали искать тайный смысл происшедшего и нашли его, используя каббалистическую аргументацию. По их мнению, для спасения мира Мессия должен сойти в самую бездну греха, что и сделал Сабботай Цви, верный своему призванию. Подобный теоретический вывод привел к массовому принятию ислама последователями Саббатая Цви. Так возникло течение дёнме, просуществовавшее вплоть до начала XX в.
Движение Саббатая Цви получило название саббатианства. Последним крупным саббатианцем был Яков Франк, живший в Польше столетием позднее. Яков Франк утверждал что в нем пребывает дух Саббатая Цви, что все религиозные запреты сняты, все ранее запретное разрешено, что теперь все позволено и грешить похвально, ибо таким образом сила зла преодолевается изнутри. И он усердно демонстрировал это своей жизнью. В конце концов Яков Франк и его последователи приняли ктоличество.
Пример Саббатая Цви и Якова Франка привел раввинов к убеждении, что необходимо каким-то образом ограничить доступ к изучению каббалы, потому что человек с незрелым умом и злой направленностью воли способен делать из мистического учения чудовищные выводы.
Хасиды. «Хабад Любавич».
Хасидизм (от др.-евр. хасид — благочестивый), религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й пол. 18 в. среди еврейского населения Польши (Волыни, Подолии и Галиции). Начался как оппозиционное движение против официального иудаизма, в частности — раввината. Основная масса еврейского населения в те времена жила в большой бедности, содержать религиозные школы были в состоянии только очень крупные общины, число учителей сокращалось. Хотя среди евреев-мужчин и в те времена была всеобщая грамотность, она оставалась грамотностью начальной школы. Раввины становились элитарной группой специалистов. Прочие же все более ощущали себя невеждами, не сведущими в Торе и не исполняющими свой религиозный долг. Основатель хасидизма Исраэль бен Элиэзер (1700-1760) родился в маленьком местече на Украине. В раннем детстве он остался сиротой и воспитывался на деньги общины. Жизнь бедняков была его жизнью, к ним он обращался в первую очередь, хотя очень скоро к его учению примкнули и многие блестяще образованные люди. Он получил прозвище Баал Шем Тов (сокращенно Бешт), что значит Владеющий Добрым Именем. Речь ла, конечно, не о его собственном имени, а об Имени Божьем, Которым он «владел» и оказывал телесное исцеление и духовное утешение.
Основанная идея его концепции заключалась в том, что к Богу можно приблизиться не только изучением Тор, но и движением любящего, благодарного и радостного человеческого сердца. Он явственно ощущал постоянное Божественное Присутствие, и Оно наполняло его сердце радостью, которая щедро изливалась на всех, кто приходил к нему. Он научил своих последователей испытывать радосто перед лицом Божьим. Хасиды молились танцуя и танцевали молясь. Чудачествами и эксцентрическими выходками они очень шокировали воих серьезных и респектабельных противников.
У хасидов сложился своеобразный фольклор, в котором большое место занимал харн притчи. Ими создан новый жанр духовной песни, который до сих пор продолжает влиять на еврейскую песенную культуру. Они распевали, повторяя вновь и вновь одну или несколько строк, углубляясь во время танца в их содержание. Это могли быть строки из псалмов или молитв, а могли быть и песни, сочиненные самими хасидами. Конечно, исполнялись они в основном на еврейском языке, но звучали и на руссом. Вот слова одной из песен: «Не боюсь я никого, Кроме Бога Одного». Повторяя эти строки, хасиды стремились к тому, чтобы слова песни заполняли ум, сердце, входили в каждую клетку человека, давали мужество, радость и преображали жизнь.
По существу хасиды создали целую культуру, под к-рой понимается не только творчество, но и быт. Хасидсие общины группировались вокруг цадиков – праведников, мистически одаренных людей, направлявших духовную жизнь своих многочисленных учеников. Со временем возникли «дворы» и даже династии цадиков.
После смерти Баал Шем Това хасидизм разделился на несколько направлений, наиболее активным из к-рых стало движение хабад. Слово «хабад» – это аббревиатура. Если убрать из него два «а», то останутся начальные буквы трех слов: «хокма» («мудрость»), «бина» («разум») и «даат» («знание»). Вместе эти три слова означают человеческое знание в его целостности.
Хасиды отстаивали права радующегося чловеческого сердца, но при этом возникала опасность пренебрежительного отношения к изучению Торы. Поворот к знанию, интеллектуализация хасидизма были осуществлены Шнеуром Залманом из Ляд (1746-1813). Он внес в хасидизм талмудическую остроту и ученость. Этот поворот к знанию, но не к сухому, отвлеченному, рационалистическому, а к тому. К-рое питается Богом, и был зафиксирован в названии хабад.
Раньше резиденция главы хабадников находилась в местечке Любавич нынешней Смоленской области, поэтому цадики этого движения носили титул Любавичского ребе. После революции 1917 г. Любавичский ребе был вынужден покинуть Россию, И с тех пор его резиденция находится в Нью-Йорке. Хабадники активно проповедуют иудаизм в США, России и во всем мире. Они много сделали для еврейского религиозного просвещения.
Хасидизм едва не привел к расколу иудаизма, вызвав резкое противодейтвие раввинов, к-рые подозревали новое учение в связях с саббатианством и видели в хасидском пренебрежении учебой покушение на основы иудаизма. Среди противников хасидизма были и крупные ученые. Хасиды назвали своих врагов «митнагдим», что значит «противники».
Для хасидизма характерны крайний мистицизм, религиозная экзальтация, почитание цадиков («праведников», «провидцев»). Постепенно сблизился с раввинатом. Наибольшее число приверженцев хасидизма — в Израиле.
Иудаизм :
Религия Монотеистическая, национальная
Иудаизмом принято называть национальную религию еврейского народа, как древнюю, так и ныне существующую. Однако это не совсем правильно. Современный иудаизм является по сути продолжением только одного из религиозных направлений, существовавших в Израиле в древности. Свое оформление он получил уже в христианскую эпоху, поэтому фактически современный иудаизм младше христианства. В то же время, последователи иудаизма всячески подчеркивают его преемственность с древнееврейской религией, существовавшей до разрушения Иерусалимского Храма.
Впервые термин "иудаизм" (евр. yahadut) появляется в среде грекоязычных евреев в I в. н. э. В еврейской раввинистической литературе он практически не встречается. Изредка это понятие можно встретить в средневековых текстах, но широкое распространение оно получает лишь в Новое время