С окончанием постройки Великих пирамид более-менее ясно.
Интересно, когда началось строительство.
Обозревая тему знакомства европейцев с пирамидами, египтологи часто ссылаются на Григоровича-Барского.
Путешественник, паломник Василий Григорович-Барский, безусловно лицо реальное, путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил четыре тома записей, распространявшихся в списках младшим братом, знаменитым киевским архитектором Иваном Григоровичем, и 137 оригинальных рисунков. Изданы в 1778 по инициативе Григория Потемкина. Того самого. Книга была популярной еще в списках, к началу 19 века переиздавалась шесть раз. Третье издание "Путешествия" 1793 года здесь .
Василий Григорьевич Григорович-Барский (Беляев) (1(12) января 1701, Киев, Русское царство — 7(18) октября 1747, Киев, Российская империя) — русский путешественник, писатель, публицист и паломник.
Василий Барский использовал следующие псевдонимы: Василий Киевский, Василий Киево-Российский, Василий Рос, Василий Плака, Василий Плака-Альбов, Беляев Плака-Альбов. Родной брат известного киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского. Родился в семье русского купца Григория Ивановича Беляева, предки которого выехали из подольского местечка Бар. Получил домашнее начальное образование, с 1708 года обучался у преподавателей Киевской духовной академии, в 1715—1723 гг. студент Киево-Могилянской Академии, куда поступил по протекции ректора Феофана Прокоповича. Учился одновременно с будущими писателями и государственными деятелями С. Тодорским, С. Кулябкой, М. Козачинским.
В 1723 году оставил Академию по официальной причине болезни, пройдя, по его словам, «малыя школы даже до риторики… и начал философии». Его не привлекала карьера священнослужителя, и он «имел охоту видеть чужие страны». Вместе с Иустином Леницким, братом украинского иерарха, писателя и путешественника Варлаама Леницкого, они отправились во Львов и поступили в иезуитскую академию под именем братьев Барских, но подлог раскрылся, и киевские студенты были изгнаны из училища.
В 1724 году путешественники через Словакию, Венгрию и Австрию направились в Италию с целью поклонится мощам Николая Мирликийского в городе Бари, посетив по пути Рим, Неаполь, Венецию, Болонью и Флоренцию. В 1725 году, расставшись с Леницким, Григорович-Барский отправился через острова Архипелага Корф, Кефалиния, Закинф, Хиос на Афон. Его сопровождал бывший архимандрит Тихвинского монастыря Рувим Гурский, доверенное лицо царевича Алексея Петровича, бежавший из России после начала следствия по делу сына Петра I. Не добравшись до Афона, Гурский умер.
В 1726—1728 гг. Григорович-Барский странствовал по Палестине, посетил Иерусалим, Иордан, побывал на Мертвом море, затем направился в Каир, осмотрел Синайский монастырь и через Суэц, Дамиетту, Бейрут и Триполи добрался до Дамаска, а затем вновь отправился на Синай и в Палестину. Во время путешествия по Ливану, в 1728 году посетил Монастырь Илии Пророка в Эш-Шувейре.
В 1729—1731 гг. путешественник жил в Триполи, где изучал старо- и новогреческий язык и литературу, философию, логику, естественные науки, а во время каникул посетил Александрию, Кипр, Сим, Самос, Хиос, Патмос.
В 1734 году в Дамаске он был пострижен в монахи под именем Василия антиохийским патриархом Сильвестром.
С 1736 по 1743 год жил на о. Патмос, где продолжал изучение языка, логики и метафизики и одновременно преподавал латинский язык в местном училище. Кроме латыни, Григорович-Барский владел греческим и арабским языком, понимал турецкий, хорошо знал естествознание, географию, историю, этнографию, статистику, архитектуру, геологию, коммерцию, живопись, музыку.
В 1743 году русский посол в Константинополе А. А. Вешняков вызвал его в турецкую столицу и предложил должность священника при посольской церкви и референта при дипломатической миссии, а в 1744 году направил на Афон с целью изучения православных монастырей и их библиотек. 1744—1746 гг. Григорович-Барский провел на Афоне, в Афинах и на о. Крит. Вернувшись в 1746 году в Константинополь, он не поладил с новым послом А. И. Неплюевым, обвинившим его в грекофильстве и предательстве национальных интересов. Опасаясь ареста и стремясь доказать несправедливость обвинений, тяжело больной паломник через Болгарию, Валахию и Польшу вернулся на родину в Киев 2 октября 1747 года, где спустя месяц скончался. Похоронен в Киево-Братском Богоявленском монастыре.
Творчество и научная деятельность Работа Григоровича-Барского над путевыми записками началась в 1723 году и продолжалась до самой кончины писателя. Путешественник не успел завершить главный труд своей жизни и признавался: «Аще же сподобит мя возвратитися в Отечество, долженствую тогда весь „Путник“ совершенно направити». Современники, близко знавшие писателя, высоко ценили его историко-литературный труд. Игумен афонского монастыря Исайя утверждал, что «мандривник» Григорович-Барский изобразил христианский Восток «изряднее всех прежде его бывших историков», а игумен Кирилл сообщал, что киевский паломник описал «совершенно» и изобразил «истинно и неотменно сия, якоже некто же прежде его». С вниманием отнёсся к путевым заметкам А. А. Вешняков, сообщивший о нём и его трудах императрице Елизавете Петровне. После кончины паломника рукопись записок хранилась в доме матери, Марии Беляевой, а затем младшего брата писателя И. Г. Григоровича, известного киевского архитектора, который понимал значение и ценность этого труда. Уже в это время записки Григоровича-Барского начали распространяться в списках, так как родственники паломника разрешали делать с них копии всем любителям душеполезного чтения.
Характеризуя жанр записок, сам автор назвал их «путешествием и историею разных мест», а себя «списателем» и «историком». Знакомясь с историческими достопримечательностями, древними городами, архитектурными памятниками, писатель приводил их подробное описание, ссылаясь не только на рассказы современников, но и на материалы исторических хроник, летописей, хронографов, работы античных и средневековых авторов. Исторические взгляды Григоровича-Барского сформировались под воздействием просветительских концепций петровского времени. В воззрениях путешественника на историю столкнулись традиционные для Средневековья теологические концепции, идея провиденциализма и прагматическое осмысление истории, взгляд на историю как на хаотическое нагромождение событий. Паломник выступал за ответственность историка перед обществом, осуждал субъективизм, фальсификацию фактов и служение лицам. Писатель интересовался как античной, так и современной историей. На Афоне он знакомился с содержанием монастырских архивов, в Александрии осмотрел «иглу Клеопатры» — монумент XV века до н. э. и с большой точностью срисовал иероглифическую надпись, подробно описал дамасскую мечеть. Григорович-Барский собрал большой материал о социально-политической, экономической и духовной жизни Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки второй четверти XVIII века.[/i
[i]По богатству материала, подробности и тщательности записок им нет равных в отечественном востоковедении и палестинологии. Н. Г. Чернышевский, давая оценку путевым записка Григоровича-Барского, писал, что на протяжении столетия они «пользовались нераздельным уважением любознательных и набожных читателей».
В 1727 году Барский восемь месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, нравы и обычаи жителей.
Пирамиды действительно упомянуты.
Одной фразой.
За которой следует другая фраза, очевидная глупость: построены фараонами, чтобы спасаться на них при разливах Нила.
Из чего совершенно ясно, что пирамид, какие мы знаем, при Василии Барском не было.
Великие пирамиды даже сейчас видны из любой точки Каира. А уж в Каире одноэтажном, из шестисот домиков, должны быть видны тем более.
Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира, и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, нарисовал, они описаны в его книге, и весьма подробно. Крепость нарисовал, которая - из его же книги - "в самом высоком месте города". Пирамиды - нет.
Человек очень любопытный, он не мог не заметить величайшие, как считается, строения на планете того времени.
В Александрии, для сравнения, он отметил на панораме города колонну Помпея и иглу Клеопатры - единственные на тот момент целые и законченные "памятники Древнего Египта" в городе. Объекты несопоставимо меньшие в сравнении с пирамидами.
Тщательно зарисовал их вблизи, отдельно воспроизвел древнеегипетские письмена, анализировал их, сравнивал с письменными знаками кириллицы, латыни и греческого...
А пирамиды не заметил как объект для зарисовки, и описал их единственной глупой фразой, в самом конце первого тома, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами.
Получается как с Великой Стеной. Основоположник отечественной синологии Алексеев путешествовал по всему Китаю, изучал архитектуру, этнографию, историю, как минимум восемь раз пересек Великую Стену, но не видел ее, не слышал про нее и ничего не знает о ней. В труде Алексеева нет про нее ни слова ))
Из сего ясно, что фраза про пирамиды в книге Барского - это дописка издателя, точнее, протеже издания, цеховика Потемкина.
При этом никакого конкретного представления о пирамидах у инициатора, вклинившего упоминание в книгу Барского, не было. "Рукотворные горы". "Фараоновы горы". Фараоны их сделали, чтоб пережидать наводнения.
Напомню, что и в одах цеховика Ломоносова (умер в 1765 году) , современника Барского, есть пара упоминаний про пирамиды, но без подробностей.
Другими словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды уже были, и ключевые фигуры цеха, создатели истории, про них знали. Вклинивали их точечно в текущие "документы эпохи". Но представление имели самое мутное.
Очень похоже на вкрапления Стоунхенджа, сделанные до его строительства в 1949 году: упоминания у Блаватской, Харди, Блейка, рисунки Стакли, Вуда, Орби, совсем не похожие на знакомый нам реальный объект.
Раз упоминания шли с 1760-70-х годов, то с большой вероятностью можно говорить, что тогда они и были заложены.
И немного о фоне этого события. Именно в эти годы шло основательное монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся на тот период античную, сиречь мировую историю. В 1749-1762 году Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод французского историка Роллена "Древняя история об египтянах, о карфагенянах, об ассирианах, о вавилонянах, о мидянах, персах, о македонянах и о греках…" с компиляцией Геродота, Плиния, Страбона... В 1763–1764 гг. вышла в свет "История" Геродота переводчика Нартова. В 1774–1775 гг. вышла в шести томах "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского. И пошло-поехало... В этом комплекте и начали делать пирамиды. Сначала, как водится, в литературе, менее века спустя - в натуральном виде.
У Геродота Великую пирамиду делали с помощью насыпи, по ней рабы таскали миллионы блоков. Почти не наврали авторы, писавшие Геродота. Насыпь была. Только таскали песок для сердцевины и компоненты для оболочки.
Отредактировано горожанин (01.12.2017 06:27:46)