#p269615,Interest написал(а):Про древние русские надгробия Лужнецкого монастыря есть эпизод и в НХ.
7. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII ВЕКА РОМАНОВЫ ОЧИСТИЛИ РУССКИЕ КЛАДБИЩА ОТ СТАРЫХ НАДГРОБИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ ЛИБО ИСПОЛЬЗОВАНЫ КАК СТРОИТЕЛЬНЫЙ КАМЕНЬ. РАСКОПКИ 1999-2000 ГОДОВ В ЛУЖЕЦКОМ МОНАСТЫРЕ МОЖАЙСКА.
Действительно, в видео «Ложь и правда Троице-Сергиевой Лавры» автор упоминает НиФ наряду со «многими исследователями». Не желая отвлекаться, я их упоминание убрал под многоточие:
«... в Лужецком монастыре в Можайске ... фундаменты старых церквей были сделаны из надгробий с так называемыми вилочковыми крестами. И многие исследователи, в том числе академики Носовский и Фоменко, связывают это с церковной реформой 1650-х годов и с приходом к власти Романовых».
Рассмотрим подробнее версию НиФ «очистки кладбищ от старых надгробий Романовыми».
Далее закавыченным полужирным курсивом - цитаты из эпизода НиФ
НиФ: «... строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты … но и совсем недавние, "свежие" (датированные 1651 и 1669 гг. - М.). Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нем» (фото обеих плит приложены).
Плиты 1651 и 1669 года, заложенные в фундамент, определяют лишь нижнюю границу периода «очистки кладбищ». Если же фундамент впоследствии перебирался (например, имеется информация о произведенной в 1752 году перекладке основания церкви после пожара (см. А.Ю.Балашов. Лапидарные комплексы Лужецкого монастыря)), то верхняя граница периода может быть любой.
Таким образом, датировка НиФ «очистки» кладбища Лужецкого монастыря - вторая половина XVII в. - необоснованна.
По этой цитате есть и другие вопросы.
В дальнейших рассуждениях НиФ высказывается версия о целенаправленном уничтожении до-романовских плит с целью сокрытия высеченного на них чего-то нежелательного. Однако, из этой цитаты мы видим, что, во-первых, в кладку пошли плиты не только до-романовские, но и вполне себе романовские, во-вторых же, о каком сокрытии тайн можно говорить, видя плиты, заложенные в фундамент надписями наружу?..
НиФ: «... в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ убрали и пустили на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ»
Здесь, видимо, логика простая: на основании нескольких десятков старых плит в фундаменте одной церкви, делается экстраполяция на фундаменты всех церквей и все надгробия всех русских кладбищ.
Хотя, повторюсь, практика использовать надгробные плиты была и до, и после XVII века, то есть вне зависимости от прихода к власти Романовых.
Один из самых ранних примеров — надгробие в фундаменте церкви середины XVI века (С.Л.Агафонов. Шатровая церковь 1552 г. в Балахне. Советская археология, 1966 г. №3).
И, с другой стороны, известны примеры такого же отношения к надгробиям вплоть до конца XIX века, когда, казалось бы, кладбища должны бы уже давно быть «очищенными от старых надгробий».
Далее авторы делятся наблюдениями, каковые вкратце сводятся к следующему:
«В целом, вскрывается следующая странная картина.
а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.
б) А на надгробиях, снабженных якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза».
Эта картина мне тоже показалась странной: читается так, как будто сначала всё было качественно, а потом — спортилось (и стало «весьма грубо»).
Но странность пропадает, если пункты а) и б) расположить в хронологическом порядке, да и убрать слово «якобы». То есть, изложить таким образом:
При качественности узора на всех надгробиях, надписи на до-романовских — весьма грубы, а на романовских — выполнены с той же тщательностью, что и узоры.
При такой формулировке, вместо странности появляется версия: исполнители узора и надписей на до-романовских надгробиях имели разную квалификацию, позднее же их квалификация сравнялась.
Разная квалификация исполнителей узоров и надписей легко объяснима, если предположить, что заготовки надгробных плит продавались с уже нанесенными узорами, надписи же наносились «на местах». Эта версия изложена и обоснована (среди прочих) Л.А. Беляевым (Л.А.Беляев. Русское средневековое надгробие. М. ИА РАН, 1996 г.), автором, известным и цитируемым НиФ. Почему эту версию (на мой взгляд — гораздо более убедительную по сравнению с их громоздкой и путаной «реконструкцией») НиФ не сочли нужным даже упомянуть, и соответствует ли это умалчивание научному подходу, мне не понятно.
В следующий же, «романовский» период или квалификация резчиков повысилась, или увеличилось количество квалифицированных, или была отработана логистика и надписи наносились одновременно с узорами, можно только предполагать.
Из некоторых фраз НиФ можно предположить, что версия разных исполнителей узоров и надписей им (НиФ) известна:
«К сожалению выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис.2.29 ...» Узор есть, а надписи нет? Это, случаем, не заготовка?
«Некоторые надписи якобы XVI века ... явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него». Конечно, если не было заготовки с подходящим размером поля, выбрали из имеющихся.
«Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи (а почему это — переделка, а не оригинальная надпись? - М.): УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздем (купленная качественная заготовка и кривые руки исполнителя надписи, не? - М.). Эта, вероятно, фальшивая (с чего бы это? - М.) надпись снабжена датой ... 1580 год. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту (без надписи, то есть, заготовку, правильно? - М.) и нанесли на нее поддельную (? — М.) надпись с датировкой XVI века»
«...при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приемы каменной резьбы (да откуда они, эти приемы? Присоседился к церкви какой-нибудь инвалид и по мере сил наносит письмена — М.). Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздем (вот и я об этом — М.)»
«Могут сказать - в XVI веке мастера еще не научились красиво резать текст на камне (и я тоже так скажу — М.). Нет, ответим мы ... Ведь сложный окружающий узор и крест они (осталось доказать, что исполнители текста резали и узор — М.) выполняли безупречно!»
«На некоторые старые плиты нанесли новые тексты с подложными датами до-романовской эпохи.
...Саму плиту брали старую, настоящую. На ней уже был тщательный красивый узор и вилообразный крест. Сюда же исполнители приказа наспех вписывали требуемый текст.» Да где же они понабрали «старых, настоящих» плит-то, причем без надписей? Ах, старые надписи сбивали? Ну так вроде нет ни одного примера плит со стесанным полем старой надписи.
Наконец, несколько вопросов.
1. Что же за тайна была высечена на камнях старых надгробий?
НиФ ответа не дают: «Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, еще на каких-то других, возможно, уже забытых языках?»
Казалось бы, в чем проблема, ведь сохранилось достаточное количество до-романовских надгробий, но вроде ничего таинственного и крамольного на них нет?
«Э, нет, - отвечают НиФ, - ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями просто уничтожили или же надписи полностью зачистили... Во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах уничтожили».
Так как ни одного примера «полностью зачищенной надписи» авторами не приведено, остается единственное объяснение: все до единой до-романовской плиты уничтожены, оставшиеся же - подделка.
Ну и как же это практически было реализовано?
Ведь, есть такое мнение (и я не вижу причин в нем сомневаться), что плиты довольно быстро «погружались» в землю. То есть, к моменту начала кампании уничтожения старых надгробий изрядная их часть покоилась в земных глубинах.
Приведу пару примеров.
1. В Списке надгробий Троице-Сергиева монастыря (составлен в середине XVII в.) относительно Рода Воротынских есть запись:
То есть, известно, что похоронены, но кто и где, к середине XVII века уже не известно (надгробия погрузились в землю).
2. В Троице-Сергиевом монастыре при раскопках 1953 года на глубине 1,1 м было найдено белокаменное надгробие 1494 года. Оно разбито пополам, очевидно, при постройке Никоновской церкви, так как покрывавший памятник строительный мусор относится именно к этой поре.
Кстати, автор публикации о находке тоже считает, что «белокаменные орнаментированные надгробия заготавливались заранее, а надпись наносилась уже после покупки. О том, что плита сделана не одной рукой, говорит и орнамент, который здесь наведен четко и хорошо распределен по поверхности, а надпись высечена небрежно (буквы разной величины, расстояния между строк неравные)». (Советская археология. 1958, вып. 3)
Вот и возникает вопрос: действительно ли НиФ считают, что все до единого до-романовского надгробия были найдены, извлечены, сфальсифицированы и запихнуты обратно (например, в слой строительного мусора конца XV века)?.
2. А как операция подделки надписей на надгробиях была реализована практически?
Об этом даже задумываться не хочу.
Сотни кладбищ, тысячи (или десятки тысяч?) надгробий... Найти крамольные (по каким, кстати, признакам?), стесать надписи (кстати, сколько нашлось надгробий со следами стесывания?), придумать достоверные надписи (ведь многие надгробные надписи перекрестно подтверждаются другими источниками), изготовить... Всё это сделать без лишнего шума (чтобы не волновать публику)... Для всего этого найти исполнителей... И т.д, и т.п.
3. И, главное, зачем всё это?
НиФ: «Целью фальсификации было "доказать", что никакой смены погребальных обычаев не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и после Романовых. Что, дескать, их содержание, буквы, которыми они написаны, язык и т.д. не претерпели с приходом Романовых к власти никаких изменений».
Во-первых, кому и зачем "романовским историкам" это понадобилось «доказывать»? В чем и для кого заключается опасность информации о факте смены погребальных обычаев?
Причем, это "доказывание" происходило в XVII веке, когда заинтересованные отлично помнили обстоятельства "смены погребальных обычаев". Или же "романовские историки" провидели будущее, для которого и готовили "доказательства"?
И, во-вторых, а они, надгробные надписи на русских кладбищах, действительно претерпели изменения?
А откуда это известно?..
Отредактировано Michel (04.01.2024 10:26:24)