В 2001 году Анна Морелли, бельгийский историк итальянского происхождения, сформулировала десять основных принципов военной пропаганды. На это повлияла, в первую очередь, книга Артура Понсонби, а также текущие военные конфликты, освещение которых Морелли наблюдала. В том числе — война в Югославии.
Эти десять принципов, наверное, правильнее назвать закон Понсонби‑Морелли.
1. Мы не хотим войны.
Прежде всего следует убедить людей, что противник нас ненавидит и готов начать первым. Подобная логика привела к мобилизации в начале Первой мировой войны — по принципу домино. А позже? Достаточно вспомнить историю с пробиркой, которую в ООН показывал Колин Пауэлл.
2. Война ведется только по вине противника.
Рассуждая о начале конфликта, Артур Понсонби подчеркнул, что нарушение суверенитета Бельгии Германией — не причина начала Великой войны, а её следствие. Политически вторжение в Бельгию было огромной ошибкой Германии, но стратегически это было естественно. Британский лорд объясняет, ссылаясь на слова французского генерала, члена военного совета этой страны, что если бы Германия не нарушила бельгийский суверенитет, то это сделала бы Франция.
В гражданской войне в Югославии в начале 90-х годов западная пропаганда объявила сербов «агрессорами». Агрессорами — на их собственной территории, в войне, которую не они начали. Абсурд никого не смущал.
3. Лидер противоборствующей страны – сущий дьявол.
Как учит Артур Понсонби, после того как на противника возложена ответственность за развязывание войны, необходимо персонифицировать образ врага. То есть показать своему населению, каким ужасным человеком является руководитель «той стороны».
4. Мы боремся за правое дело, а не за наши интересы.
Как подчёркивает британский автор, следует умалчивать, что в войне преследуются в первую очередь экономические цели.Что касается Первой мировой войны, то Германию и Австрию обвиняли в том, что они единственные, кто стремился её разжечь. После войны тон и политиков, и прессы несколько изменился. Президент США Вудро Вильсон заявил, что эта война была промышленной и торговой.
5. Враг целенаправленно совершает злодеяния, мы – только случайно.
Артур Понсонби объясняет, что следует максимально широко распространять сведения о жестокостях, совершённых противником, и объяснять, что подобные поступки свойственны именно ему.Для дезинформации в годы Первой мировой активно использовались фейковые фото (Понсонби привёл ряд примеров). Сейчас технические средства оболванивания стали намного совершеннее.
Во время гражданской войны в Югославии провели успешную кампанию по демонизации сербов. Самым ярким примером стала история с якобы существовавшими у них концлагерями для боснийских мусульман.
6. Враг использует запрещенное оружие.
Применительно к Первой мировой войне тема крутилась вокруг подводных лодок и отравляющих веществ.
За примерами из современности не нужно далеко ходить. Мы все помним провокации с химическими атаками в Сирии. Но целевая аудитория, как ни странно, проглатывает это.
7. Наши потери незначительны, потери противника огромны.
Во время войны потери в живой силе и технике называют не фактические, а исходя из своей выгоды. Но это, конечно, классика. «Ложь, как в военном бюллетене», — говорил ещё Наполеон.
После каждого вооружённого конфликта военные историки долго выясняют, кто сколько уничтожил и потерял на самом деле.
Но я хочу привести один из свежих примеров подобной лжи. А именно — сведения о военной технике, уничтоженной авиацией НАТО в 1999 году во время агрессии против Югославии. Авиация НАТО тогда успешно разрушила промышленные объекты и инфраструктуру, нанесла потери ПВО и ВВС Югославии. Однако количество поражённых ей югославских танков и артиллерии оказалось на порядок ниже заявленного.
8. Представители культуры, искусства и интеллектуалы поддерживают наше дело.
9. Наша миссия священна.
10. Любой сомневающийся в нашей пропаганде – предатель.
Судя по всему, современные пропагандисты внесли все эти принципы в свои методички, словно десять заповедей. И активно продолжают их использовать…